Поиск
Close this search box.

BEMOL раскрывает детали: Как ЕБРР оказался в неподобающем положении в вопросе Джурджулештского порта

Компания BEMOL решила раскрыть некоторые детали относительно Джурджулетского порта, в контексте интервью вице-президента Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Алена Пиллу, данного ИА «Инфотаг» в рамках визита в Молдову 11-13 июля.

В 1997 году в Джурджулештах начали строительство портового терминала по перевалке нефтепродуктов. В связи с этим, было подписано Концессионное соглашение №397 от 12 декабря 1997 г. и учреждена компания Terminal SA, в которой по 40% принадлежало Правительству Молдовы и греческим спонсорам (Technovax A.O., Ellenikki Technodomiki Teb A.E., J&P Avax A.O, Intertask A.O.), а 20% — Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР, Банк).

В октябре 1999 г., из-за нехватки финансирования, строительные работы порта приостановили — на тот момент их завершили на 60%. В 2001 году ЕБРР отметил «неспособность Правительства Молдовы выполнить свои обязательства по проектным соглашениям» и объявила преддефолтную ситуацию. Далее, ЕБРР возглавил переговоры между сторонами по возврату вложенных средств и было принято решение о продаже всего проекта новому инвестору. С февраля 2002 года велись активные переговоры с российскими инвесторами, среди которых оператор порта Азов и Министерство транспорта России. Последние были заинтересованы в покупке порта вместе с землей, но данное предложение было отклонено правительством, поскольку молдавское законодательство запрещает продажу земли другим государствам (Источник: Меморандум ЕБРР от 21.12.2004).

В декабре 2004 года, компании Azpetrol Group подписали Инвестиционное соглашение с Правительством Молдовы в виду предстоящей покупки недостроенного терминала. В январе 2005-ого заключили Соглашение о купле-продаже незавершенных активов терминала между ЕБРР, Terminal SA и покупателем Azertrans SRL (принадлежащей Azpetrol Group и переименованной в 2006 г. в Danube Logistics SRL). По этому Соглашению, инвестор взял на себя все финансовые обязательства правительства перед ЕБРР и оплатил непосредственно банку 12,8 млн долларов США. В свою очередь, кабмин обязался создать благоприятные условия инвестору и дал государственные гарантии для выполнения своих обязательств (источник: Инвестиционное соглашение, Статья 3.1 (б)):

Правительство заявляет и гарантирует следующее: Правительство наделено необходимыми полномочиями в соответствии с Законодательством Молдовы выполнять соответствующее Соглашение и обязать государство в этом смысле.

С приобретением активов, Правительство выделило землю (источник: Инвестиционное Соглашение,Статья 5.1 (а)): Правительство обязуется: (ii) передавать AZERTRANS всю территорию, предложенную для Международного свободного порта «Джурджулешть», в аренду сроком на девяносто девять лет; и признало будущий порт частной собственностью (источник: Инвестиционное Соглашение, Статья 5.2.):

Правительство обязуется: (б) признать портовую инфраструктуру в пределах Международного свободного порта «Джурджулешть» в качестве порта частной собственности, а Инвестор обязался создать на этой территории многофункциональный порт, который, в результате значительных инвестиций на десятки миллионов долларов США в его строительство со всей инфраструктурой, начал полноценно функционировать в 2011 году, будучи выполнены инвестиционные обязательства.

В этот период, активами управлял Томас Мозер, доверенное лицо инвестора, до этого работавший в ЕБРР. Во время нахождения на посту администратора Bemol, Мозер причинил ущерб компании мошеничеством и неэффективным управлением в особо крупном размере (в соответствии с окончательным судебным решением), а оператора-порта Джурджулешть, компанию Danube Logistics SRL, он «купил» всего за 344,6 доллара США.

В 2013 году, с целью своей защиты и придания восприятия легитимности владения присвоенными активами, был привлечен ЕБРР, которому были заложены данные активы через получение кредита. Томасу Мозеру, как бывшему работнику ЕБРР, это удалось благодаря его близким связям в Банке.

В данный момент ведутся уголовные и судебные разбирательства. Так же, имеется целый ряд окончательных судебных решений в пользу инвестора.

Несмотря на это, вице-президент ЕБРР, г-н Пиллу, делает некоторые непозволительные высказывания:

  • «борьба с коррупцией, но с правильной целью»;
  • «бесполезные судебные разбирательства»;
  • «есть и хорошие новости. 12 июля Апелляционная палата Кишинева подтвердила, что операция, в результате которой ЕБРР, получил право собственности на порт в 2021 г., была абсолютно законной».

Господин Пиллу,

с коррупцией можно либо бороться, либо нет;
судебные разбирательства не могут являться бесполезными по сути. Ведь не существует другого способа защиты своих нарушенных прав, только как требовать это в судебном порядке, полагаясь на верховенство Закона;
невозможно знать об аргументации суда 13 июля, когда мотивированная часть решения Апелляционной палаты Кишинев была вынесена и опубликована только 15 июля.

Мы приобрели у ЕБРР недостроенный терминал за 12,8 млн. долларов США, который, благодаря нашим многомилионным инвестициями, стал первым действующим морским портом в Молдове.

Вместо того, чтобы заниматься шантажом, было бы мудрее, если бы ЕБРР трезво оценил сложившуюся ситуацию и разобрался, как так получилось, что банк такого ранга позволил себе оказаться в такой ситуации.