Национальный банк Молдовы(НБМ) ввел запрет на платежные операции с криптовалютой. Решение он объяснил отсутствием в нашей стране законодательного регламентрирования использования виртуальных денег.
В мире насчитывается всего 12 стран, где деятельность с криптовалютой запрещена. Среди них Алжир, Бангладеш, Боливия, Вьетнам, Египет, Ирак, Катар, Китай, Македония, Марокко, Непал и Эфиопия. 1 ноября этот перечень пополнила и Молдова.
Национальный банк 28 октября принял решение, которым обязал финансовые учреждения, поставщиков платежных услуг и эмитентов электронных денег прекратить любые операции с криптвалютой и платежными счетами в электронной валюте. Также запрещены сотрудничество либо обслуживание компаний, сферой деятельности которых является обмен виртуальных валют на фиатную валюту (реальные деньги – прим.ред.).
При этом запрет не распространяется на владение криптовалютой и на Р2Р транзакции (передачу криптовалюты между частными лицами).
Для простых пользователей решение НБМ означает, что они не смогут пополнить или вывести свои средства через банковский счет или банковскую карту, открытые в Молдове, так как поставщики платежных услуг должны блокировать подобные операции при наличии даже малейшего подозрения, что платеж имеет отношение к криптовалюте.
На выполнение предписания НБМ дал операторам рынка 30 дней со дня получения документа. Свое право на введение запрета он объяснил полномочиями, которые предоставляет ему Закон о платежных услугах и электронных деньгах. В частности, компетенциями наблюдателя за системой платежей в Республике Молдова и деятельностью по оказанию платежных услуг.
Среди причин запрета регулятор называет в частности «высокие риски вовлечения в деятельность по отмыванию денег и финансированию терроризма». В тексте документа, за подписью президента НБМ, перечисляется целый ряд европейских директив и рекомендаций, требующих от Молдовы активных усилий по предотвращению распространения таких угроз. При этом признается, что возникли они, поскольку использование криптовалюты в Молдове никак не регламентируется, а транзакции в виртуальных деньгах не отслеживаются. Логично предположить, что если бы за действиями Национального банка стояло реальное желание купировать угрозы для граждан и экономики Молдовы, последовал бы ряд требований и рекомендаций, однако Нацбанк пошел от обратного.
Примечательно также, что решение НБМ полностью противоречит политике Европейского союза по поддержке легального обращения криптовалюты. В настоящее время в ЕС согласовывается и готовится к полноценному принятию регламент MiCA, устанавливающий единые нормы регулирования цифровых рынков и криптовалют. В январе 2020 года вступила в силу Пятая директива ЕС по борьбе с отмыванием денег (AMLD5), которая предписывает европейским криптокомпаниям проводить идентификацию клиента (Know your customer) по аналогии с банками и другими финансовыми учреждениями. С тех пор криптокомпании в ЕС обязаны регистрироваться в надзорных органах, идентифицировать клиентов, отслеживать их операции и сообщать властям о подозрительных транзакциях.
Страны ЕС принимают и собственные меры. В 2018 году Комиссия по ценным бумагам Кипра сообщила о создании специализированного инновационного центра в рамках программы стимулирования бизнеса и создания нормативно-правовой базы для трансформационных технологий, включая блокчейн и цифровые активы. Эстония уже более четырех лет выдает лицензии на работу с криптовалютой, постепенно увеличивая требование к профессиональным участникам рынка. На сегодняшний день в Эстонии получили лицензии более 2 тыс. компаний.
В Молдове также разрабатывается документ, призванный регламентировать ситуацию в сфере обращения криптовалют. Его готовит Центр по предотвращению и борьбе с отмыванием денег РМ (ЦБПОД).
«Сейчас мы обсуждаем законопроект о регламентировании транзакций в криптовалюте, и, возможно, до конца текущего месяца в парламенте появится законодательная инициатива. Она будет предусматривать введение системы отчетов для соответствующих операторов платежных систем с тем, чтобы Центр по предотвращению и борьбе с отмыванием денег мог осуществлять наблюдение», — сообщил заместитель директора ЦБПОД Андриан Мунтяну.
После введения запрета НБМ, однако, возникает целый ряд вопросов относительно того, как смогут функционировать «операторы платежных систем». Не до конца понятно также, каким образом будет работать сам закон, ведь при сохранении нынешней позиции регулятора легальный оборот криптовалюты в Молдове в принципе невозможен. Возвратить ситуацию в конструктивное русло без отмены решения НБМ от 28 октября не представляется возможным.
Впрочем, Национальный банк ввел запрет на операции с криптовалютой вообще без согласования с другими государственными институтами.
«В парламентской Комиссии по экономике, бюджету и финансам не обсуждался какой-либо проект о запрете транзакций в криптовалюте для операторов платежных систем в электронных деньгах», — сообщил Дмитрий Алайба, возглавлявший комиссию до назначения на пост министра экономики.
Запрет Национального банка Молдовы на проведение операций с криптовалютой напрямую бьет по ее обладателям, которые покупают и продают виртуальные активы легально. Таких, по оценкам участников рынка, от 50 до 70 тыс. человек. При этом черный и серый рынки криптовалюты решение НБМ никак не затрагивает, так как они функционируют вне финансово-банковской системы Молдовы и за пределами поля зрения компетентных органов.
Как отмечает глава компании BPay Артем Васильев, «для осуществления любой легальной деятельности, а тем более с криптовалютой, предприятию необходим расчетный счет в банке или небанковском поставщике платежных услуг, однако после решения НБМ ни одно финансовое учреждением не откроет такие счета. Фактически после решения Национального банка о легальном обороте виртуальных активов в Молдове не может быть и речи».
Объем средств проходивших по счетам, открытым банковскими и небанковскими поставщиками до введения запрета НБМ, составлял, по разным оценкам, порядка нескольких млн евро в месяц. Такой небольшой для финансовой системы Молдовы объем платежей во многом оправдывается строгими требованиями финансовых учреждений, предъявляемых к клиентам при проведении операций. Некоторые банки отказывали в проведении операций, связанных с криптовалютой и до официального запрета.
К тому же в Молдове запрещен майнинг криптовалюты. Такое решение ранее приняла Национальная комиссия по чрезвычайным ситуациям в качестве одной из мер экономии электроэнергии в период кризиса.
Национальный банк, оправдывая введение запрета на платежные операции с виртуальными активами, также обратил внимание на высокую волатильность криптовалюты. По мнению регулятора, это грозит ее обладателям и операторам рынка финансовыми потерями. Однако своим решением, укрепляющим, скорее, теневой рынок, чем легальный, НБМ поставил граждан страны перед выбором: либо полностью отказаться от криптовалюты, либо на свой страх и риск пользоваться услугами «черных менял».