На сегодняшний день нет обстоятельств, которые способствовали бы улучшению диалога между Кишиневом и Комратом. Такое мнение высказал Владислав Кульминский — эксперт в области политического анализа, стратегического планирования и разрешения конфликтов в программе «Территория свободы» на телеканале Rlive.
«Я не вижу обстоятельств, при которых правительство Республики Молдова может сейчас вести диалог с представителями блока «Победа». Башкан Гагаузии она сегодня кто: она башкан Гагаузии или она революционер, который пытается организовать дворцовый переворот» в Молдове, которая пытается сбросить правительство Молдовы? Ведь они когда создавали в Москве этот блок «Победа» они прямо говорили о том, что мы перевернем всю Молдову мы сменим правительство в Молдове, мы сменим то и другое, пятое и десятое. А что это общего имеет с башканом Гагаузии? Почему башкан Гагаузии становится исполнительным директором всей этой вакханалии? Раньше все башканы Гагаузии старались выдержать определенный нейтралитет и это была правильная позиция», — сказал эксперт.
Кульминский напомнил, что до избрания Евгении Гуцул башканом Гагаузии, власти автономии всегда старались придерживаться нейтралитета и не вмешиваться во внутренние дела Кишинева, их забота была жизнь в автономии.
«В Кишиневе политики рвали друг другу глотки, сажали друг друга в тюрьмы, а у Гагаузии была своя повестка. Башкан автономии должен защищать интересы автономии. Башкан автономии не должен быть человеком, которого кто-то использует, чтобы организовать «дворцовые перевороты». Я серьезно задаю себе вопрос: а чем она вообще занимается? Она Гагаузией занимается или вошла в национальную политику, чтобы организовать здесь «ледовое побоище»? Она сейчас Александр Невский или один из героев Достоевского? Я не представляю себе, о чем сейчас с ней Кишинев может разговаривать с такой повесткой. И заметьте, что никаких позитивных сигналов в отношении разговора с Кишиневом башкан Гагаузии не посылала. Такие сигналы были из Тирасполя постоянно и эти сигналы были восприняты и это привело к тому, что ситуация с урегулированием Приднестровского конфликта стабильная. В Гагаузии нет, в Гагаузии другая ситуация. Я полагаю, что гагаузы за это не голосовали, они не голосовали за то, чтобы их башкан занимался раздуванием конфронтации с Кишиневом искусственно, потому что причин для этого нет. Нет никаких причин почему гагаузы должны конфликтовать с молдаванами, их в реальной жизни нет, их выдумывают. Гагаузы голосовали за пенсии, за зарплаты, за то, чтобы их жизнь была лучше, но точно не за то, чтобы их башкан повел их на баррикады и сказал «давайте мы сейчас пойдем сбрасывать власть в Кишинёве».
Эксперт в области конфликтологии уверяет, что именно воинственные заявления башкана ухудшают взаимоотношения Кишинева и Комрата, и именно офис башкана обостряет ситуацию.
«Понятно, что с такими политиками Кишиневу говорить сложно, но необходимо найти политиков в руководстве, с которыми можно и нужно говорить. И им совсем необязательно быть какими-то про-Кишиневскими, нет. Они должны отстаивать честно, прямо и открыто интересы автономии. Но для того, чтобы отстаивать интересы Гагаузской автономии, для этого нужен обязательно диалог с центральным уровнем власти. Как госпожа башкан собирается отстаивать интересы автономии, если она против диалога, они вышли из всех рабочих групп, а потом она еще забивает «последний гвоздь» говоря «мне эта власть не нравится, точнее тем, кто за ней стоит, давайте мы ее сбросим», -подытожил Кульминский.
На уточняющий вопрос ведущей о том, подала ли Евгения Гуцул на него в суд, Владислав Кульминский ответил, что ему ничего не известно об этом. И на предложенные ранее дебаты Евгения Гуцул не соглашается тоже не соглашается.