В процессе диалога между Кишиневом и Комратом изучаются европейские практики функционирования территориальных автономий. Южный Тироль в Италии и Аландские острова в Финляндии — два примера эффективно функционирующих автономий, хотя каждая из них имеет свою уникальную историю. Южный Тироль находится в приграничной зоне на самом севере Италии, на границе с Австрией и Швейцарией.
В настоящее время расширенная автономия Южного Тироля предусматривает систему «языковых квот», которая обеспечивает пропорциональное разделение государственных должностей между немцами и итальянцами. Языковым группам также гарантируется образование на родном языке, включая носителей ладинского языка.
Аландские острова — автономная и демилитаризованная провинция Финляндии. В состав региона входит около 6500 островов с богатой историей. На Аландских островах есть свой парламент и правительство, а шведский язык является единственным официальным языком, хотя Финляндия является двуязычным государством, где официальными языками являются финский и шведский.
Опыт Аландских островов и Южного Тироля показывает, что диалог, разграничение полномочий и компромисс жизненно необходимы для обеспечения функциональной автономии.
До 1809 года Аландские острова были частью Королевства Швеции. В том году Швеция уступила Финляндию и Аландские острова России. Позднее, в 1917 году, Аландские острова обрели независимость. Между Швецией и Финляндией разгорелись споры по поводу Аландских островов, поскольку их жители говорили на шведском языке и хотели вернуться в Швецию. Конфликт с применением силы не произошел, но напряженность была настолько велика, что на проблему обратила внимание Лига Наций.
Сюзанн Симолин, руководитель Института мира Аландских островов:
«Если мы возьмем эти две автономии, то увидим, что грамотный менеджмент позволил создать условия для того, чтобы эти сообщества жили в мире. Европейский опыт в области автономии важен для Республики Молдова, чтобы найти соответствующие решения и в то же время развивать государство».
Зденка Махнийкова, главный юрист-советник СМІ, Фонд мира Мартти Ахтисаари:
«Опыт показывает, что грамотное разделение полномочий, диалог и компромиссы жизненно необходимы для успешной автономии».
Статус Южного Тироля — результат длительных переговоров 1950-1960-х годов. Автономия была закреплена в конституционном законе от 1972 года, который предусматривает разделение власти в Южном Тироле между различными группами населения региона.
Элизабет Альбер, руководитель исследовательской группы при Eurac Research (Италия):
«Конституционное регулирование и особый подход к управлению регионом стали основой успешного функционирования автономии Южного Тироля».