Адвокаты Молдовы объявили с 15 июля всеобщую забастовку, после того, как парламент проголосовал за внесение поправок в Закон об адвокатуре. Решение принял Совет Союза адвокатов заявив, что данные изменения затрагивают независимость и автономию профессии. Забастовка продлится до 25 июля, когда состоится внеочередной Съезд адвокатов для обсуждения сложившейся ситуации.
Во время забастовки адвокаты не будут оказывать квалифицированную юридическую помощь по уголовным делам, предусмотренным законом. Отсутствие в суде будет оправдано, а к тем, кто не будет участвовать в забастовке, будут применены дисциплинарные взыскания.

В то же время Союз адвокатов просит президента Майю Санду не утверждать закон, принятый 10 июля, который изменяет внутреннюю организацию гильдии.
Поправки вводят в состав трёх внутренних комитетов Союза адвокатов – по лицензированию, этике и дисциплине, а также по рассмотрению апелляций – двух или трёх членов, не являющихся членами гильдии, назначаемых министерством юстиции. Они будут иметь консультативную роль наряду с членами гильдии.
Депутат партии «Действие и солидарность» (ПДС/ PAS) Эфимия Бандалак заявляет, что закон не влияет на независимость адвокатов.
«Независимость адвокатуры уважается и не затрагивается. Поправки никоим образом не ущемляют право адвоката свободно осуществлять свою профессиональную деятельность, не затрагивают адвокатскую практику и не подчиняют профессию», – пояснила депутат ПДС в Facebook.
Она объясняет, почему в закон включены и члены гильдии, не состоящие в ее рядах.
«Поправки касаются Комиссии по лицензированию, Комиссии по этике и дисциплине и Комиссии по разрешению апелляций — важнейших технических структур, куда, помимо восьми членов-юристов, входят три внешних члена (или два в случае последней комиссии), назначаемых Министерством юстиции из числа представителей академической среды или гражданского общества, обладающих юридической квалификацией и безупречной репутацией. Они лишь привносят внешнюю, независимую точку зрения, призванную повысить прозрачность, беспристрастность и авторитет комиссий, не затрагивая при этом автономию профессии».
Бандалак также добавляет, что они не являются государственными служащими, не являются политиками и не могут влиять на решения.
«Согласно закону, три члена будут действовать независимо и не смогут получать указания от назначившего их органа. Более того, положение, устанавливающее порядок назначения, будет утверждаться министерством юстиции только после консультаций с Союзом адвокатов, что гарантирует прозрачность и вовлеченность представителей профессии.
Эта формула является национальной и европейской практикой. Участие членов, назначаемых государственными органами, в структурах, осуществляющих надзор за юридическими профессиями, не ново. Это существующая практика в случае других юридических профессий, нотариусов или судебных приставов, даже в Высшем совете магистратуры и в Судебной коллегии адвокатов, которые также являются представителями гражданского общества», — добавляет она.
По словам депутата, эта модель уже применяется в других государствах.
