Современные лекарства недоступны, МРТ не работает: что происходит в единственном Онкоинституте РМ

Онкологический институт в Кишинёве, ранее преподносимый как флагманский проект нынешнего руководства Минздрава, сегодня рискует стать символом неэффективного управления, погрязшего в политических амбициях, отсутствии стратегического видения и спорном менеджменте, пишет Bani.md.   Несмотря на внушительный годовой бюджет и громоздкую структуру, учреждение сталкивается с хронической нехваткой койко-мест, неисправным оборудованием, ограниченным доступом к современным препаратам и обвинениями в непрозрачности управления.

Гигантская, но неэффективная больница

При численности прикрепленного населения около 2,3 миллиона человек Онкологический институт располагает официально примерно 800 койками, тогда как, согласно официальному отчету за 2018 год, их было 870. С тех пор число сократилось, однако власти больше не публикуют точных данных. В материале, опубликованном в феврале 2024 года, подтверждается, что текущего количества койко-мест недостаточно, но Министерство здравоохранения уклоняется от предоставления конкретной информации. Больница считается чрезмерно крупной и раздутой, к примеру, в соседних странах Украине и Румынии, где население больше, онкологические клиники меньших масштабов, отмечает bani.md

В Софии с населением в 3,5 млн человек всего 242 онкологических койки; в Киеве — 600 коек на 5,5 млн жителей, в Бухарестском онкоинституте при населении 6 млн человек — 593 койки. Данные относятся не только к городскому населению, а ко всему прикреплённому, то есть к реальным бенефициарам этих медучреждений. Таким образом, Онкологический институт Молдовы имеет чрезмерно крупный масштаб, что влечёт за собой огромные административные расходы на содержание неработающей системы, в то время как пациенты стоят в очередях и страдают от нехватки мест.  Однако несмотря на масштаб, структура Онкологического института Молдовы не справляется со всеми запросами на лечение, что указывает на проблемы управления и неэффективного использования ресурсов.

Bani.md обращает внимание на «ещё один тревожный сигнал который касается доступа к современному лечению. Согласно отчёту Шведского института экономических исследований в здравоохранении (IHE), только 2 из 10 наиболее используемых в Европе онкологических препаратов применяются в Молдове, и то в незначительных количествах. Ещё 4 препарата только зарегистрированы, а оставшиеся 4 даже не зарегистрированы, что вызывает серьёзные вопросы о заинтересованности международной фармацевтической индустрии работать на молдавском рынке. В соответствии с данными, опубликованными  в отчёте IHE за 2025 год, только Imbruvica (ибрутиниб) и Darzalex (даратумумаб) были фактически закуплены в Молдове. В то же время препараты первой линии в онкологии, такие как Pembrolizumab (Keytruda) и Nivolumab (Opdivo), отсутствуют на рынке даже в качестве зарегистрированных продуктов, несмотря на то, что они входят в число самых эффективных и широко используемых методов лечения в Европейском союзе. Таким образом, Министерство здравоохранения Республики Молдова продолжает применять протоколы лечения, которые считаются устаревшими по европейским стандартам, что серьёзно ограничивает доступ пациентов к современным видам терапии.

Отсутствие доступа к препаратам последнего поколения напрямую влияет на шансы пациентов на эффективное лечение. Bani.md задается вопросами: кто принимает решение о том, что импортируется, а что нет? Почему крупные фармацевтические компании больше даже не пытаются зарегистрировать свои препараты в Республике Молдова?

Руководство без стратегии и прозрачности

Онкологический институт возглавляет Руслан Балтага, по профессии анестезиолог Он был назначен на эту должность 18 января 2022 года по результатам конкурса, который, по мнению некоторых, был непрозрачным. Балтага не имеет образования в области онкологии и не обладает опытом управления сложными медицинскими учреждениями, однако руководит единственной онкологической больницей в стране.

Что еще более серьёзно, единственный в больнице аппарат МРТ не работает, а в разгар скандала по поводу условий в больничной кухне (документированного журналистами Cu Sens) директор заблокировал доступ прессы и не опубликовал отчёт о проверке, пишет bani.md. Такое поведение вызывает вопросы о степени прозрачности и ответственности руководства.

Бизнес в Великобритании: конфликт интересов?

Согласно английским официальным реестрам, Руслан Балтага был директором и акционером зарегистрированной в Великобритании компании с 2014 года по декабрь 2024 года более 10 лет, совмещая эту деятельность с должностями в молдавской государственной системе. В финансовом отчёте на 31 января 2024 года Балтага официально указан как действующий директор компании.

Онкологический институт был представлен как «проект души» министра Аллы Немеренко, однако на деле рискует стать символом провального управления, невыполненных обещаний и огромных затрат без соответствующих результатов. При отсутствии реальной стратегии, компетентного руководства и ориентированной на пациента концепции, молдавская онкологическая система погружается в глубокий и хронический кризис.

Для больных раком в Республике Молдова это означает одно: ожидание, неопределённость и устаревшие методы лечения. Сколько же человеческих жизней могло быть спасено?…

Подписывайтесь на наш TELEGRAM и INSTAGRAM, чтобы быть в курсе всех самых важных новостей.

Подписывайтесь на наш TELEGRAM, INSTAGRAM, чтобы быть в курсе всех самых важных новостей.

Secret Link