Государственный фонд TMSF, изначально созданный для защиты депозитов, стал крупнейшим держателем бизнеса в Турции после того, как сотни частных компаний были переданы в государственное управление. По данным фонда, сейчас под его контролем находятся 1 056 компаний против 675 годом ранее. Среди них — медиа, финансовые и энергетические компании, а также футбольный клуб Касымпаша, пишет издание Financial Times.
Правозащитники и бизнес-эксперты опасаются, что передача активов может быть политически мотивированной. Эксперты отмечают, что TMSF ранее использовался для изъятия компаний у оппонентов партии AKP (глава партии — действующий президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган), а новые правила, принятые в феврале, позволяют передавать компании в фонд при «сильных подозрениях» в преступлениях, включая отмывание денег.
В этом году фонд конфисковал ряд крупных компаний, включая Can Holding, Ciner Group и Istanbul Gold Refinery. По данным турецкой прокуратуры, владельцы этих активов подозреваются в контрабанде, мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. Некоторые аналитики считают, что рейды демонстрируют стремление правительства продемонстрировать борьбу с коррупцией, а другие — что фонд используется для перераспределения капитала в пользу лояльных бизнесменов и пополнения госказны.
Эксперты также подчеркивают экономический контекст: слабая экономика и давление на бизнес создают дополнительную неопределенность, а кампании против оппозиции, такие как арест мэра Стамбула Экрема Имамоглу, усиливают страхи среди предпринимателей.
Несмотря на заявления о законности действий, многие рейды вызывают вопросы о независимости судов и регуляторов. Общая стоимость активов, контролируемых TMSF, оценивается примерно в 328 млрд лир (около $10 млрд).