Сложность расследований коррупции и отмывания денег, дефицит профильных следователей и решения ЕСПЧ стали ключевыми темами обсуждения в Генпрокуратуре. Об этом было заявлено в ходе итогового заседания с участием руководства ведомства и глав всех специализированных подразделений, которое прошло 3 февраля.
Внутренние вызовы: кадры и сроки
В ходе заседания прокуроры-руководители отделов по борьбе с коррупцией, киберпреступностью, торговлей людьми и пытками указали на критический рост объема работы. Основной проблемой признана нехватка специализированных офицеров уголовного преследования, что ведет к «тергиверсированию» (затягиванию) следствия по ряду дел. В докладах также упоминались сложности при расследовании экологических преступлений, дел о жестоком обращении и финансовых махинациях, требующих глубокой экспертизы.
Международные обязательства и ЕСПЧ
Отдельным блоком обсуждалось взаимодействие прокуратуры с правительственным агентом при Европейском суде по правам человека. Участники проанализировали причины обвинительных приговоров против Республики Молдова в ЕСПЧ и подчеркнули необходимость подгонки национального законодательства под нормы Европейского союза.
Напомним, в 2025 году число жалоб против Молдовы в ЕСПЧ выросло на 29% (до 468 обращений). В 45 из 48 решений суда за прошлый год основными нарушениями были признаны несоблюдение права на справедливое судебное разбирательство, защиту собственности и частную жизнь. При этом эксперты отмечают, что рост жалоб может быть связан с возвращением к статистической норме прошлых лет.
Меры по повышению эффективности
В заседании приняли участие представители отделов международной правовой помощи, юридического представительства в ВСП, обеспечения секретного режима и стратегического менеджмента. Руководство Генпрокуратуры подчеркнуло, что для качественного «акта правосудия» подразделениям необходимо перейти к интегрированному подходу и командной работе, что поможет справиться с нагрузкой и снизить количество претензий к работе следственных органов.
