Сегодня

Как дожить до 70 без болезней: Гарвард нашёл универсальную диету

В 30-летнем исследовании учёные из Гарвардского университета изучили связь между пищевыми привычками и здоровым старением. Под последним они понимают достижение 70-летнего возраста без серьёзных хронических заболеваний и ухудшения когнитивных, физических или психических функций. Исследование опубликовано в журнале Nature Medicine.

Авторы использовали данные 105 000 взрослых в возрасте от 39 до 69 лет, собранные в рамках «Исследования здоровья медсестёр» и «Исследования последствий для здоровья мужчин». Участники в течение 30 лет регулярно заполняли опросники о своём питании и здоровье. Исследователи оценили их пищевые привычки по восьми диетическим системам: Альтернативный индекс здорового питания (AHEI), Альтернативный средиземноморский индекс (aMED), диетический подход к остановке гипертонии (DASH), средиземноморская-DASH-диета для задержки нейродегенерации (MIND), здоровая растительная диета (hPDI), индекс планетарного здоровья (PHDI), эмпирически воспалительная диета (EDIP) и эмпирический диетический индекс для гиперинсулинемии (EDIH).

При этом все восемь диет очень похожи: акцент сделан на цельные растительные продукты и здоровые жиры. В исследовании также учитывалось потребление ультраобработанных продуктов, которые часто содержат много сахара, соли и вредных жиров.

В итоге 9,3% участников соответствовали определению здорового старения. Высокий уровень потребления ультраобработанных продуктов был связан с более низкой вероятностью дожить до 70 лет в хорошем состоянии. Все восемь диет оказались связаны со здоровым старением, что указывает: любая из них может помочь сохранить активность к 70 годам. Однако одна всё же выделилась.

Лучшей диетой для здорового старения оказался AHEI. Те, кто следовал ей максимально строго, были на 86% более склонны к здоровому старению по сравнению с теми, кто не следил за питанием. AHEI подчёркивает важность употребления растительных продуктов — фруктов, овощей, цельных зёрен — при минимальном потреблении красного и обработанного мяса, сладких напитков и рафинированного масла.

Диету разработали учёные из Гарвардской школы общественного здравоохранения. AHEI оценивает рацион, присваивая баллы от 0 (несоблюдение) до 110 (полное соблюдение) в зависимости от частоты употребления определённых продуктов — как полезных, так и вредных. Например, тот, кто не ест овощи ежедневно, получит 0 баллов, а тот, кто ест пять и более порций в день — 10 баллов. Для вредных продуктов, таких как подслащённые напитки или фруктовый сок, оценка обратная: за ноль порций — 10 баллов, за одну и более — 0.

Авторы исследования дали рекомендации тем, кто хочет сохранить здоровье в старости:

  • Овощи — пять раз в день, включая зелень (профилактика диабета).

  • Фрукты — четыре раза в день (профилактика болезней сердца и некоторых видов рака).

  • Цельнозерновые продукты — пять-шесть раз в день (профилактика болезней сердца, диабета и рака толстой кишки).

  • Орехи, бобовые или тофу — ежедневно (профилактика диабета и сердечно-сосудистых заболеваний).

  • Рыба, содержащая омега-3 жирные кислоты (лосось, сельдь, скумбрия), — хотя бы раз в неделю.

  • Готовить с использованием оливкового, рапсового или арахисового масла.

«Наши результаты показывают, что рацион, богатый растительными продуктами с умеренным включением полезных продуктов животного происхождения, может способствовать здоровому старению и помочь в формировании будущих диетических рекомендаций», — говорит один из авторов исследования, диетолог Марта Гуаш-Ферре.

Подписывайтесь на наш TELEGRAM и INSTAGRAM, чтобы быть в курсе всех самых важных новостей.

Подписывайтесь на наш TELEGRAM, INSTAGRAM, чтобы быть в курсе всех самых важных новостей.

Сегодня

РУПОР отвечает: Стартовала вакцинация против гриппа, кто может сделать прививку бесплатно

В Республике Молдова началась вакцинация против гриппа. По данным Национального агентства общественного здоровья, закуплено 240 тысяч доз вакцины. В столичной территориально-медицинской ассоциации (ТМА) «Центр» вакцинация стартовала 10 октября. Аурелия Котруца, завсекцией семейной медицины специально для  rupor.md сообщила, что в первую очередь прививаются пациенты из группы риска, беременные, дети и медицинский персонал: «Вакцинация против гриппа бесплатная для всего населения. Не имеет значения, застрахован пациент или нет. Прививаем всех желающих, включая беженцев из Украины, Израиля и Ирана, которые обращаются к нам за консультацией». Котруца также отметила, что возможна одновременная вакцинация против гриппа и COVID-19. На данный момент в медучреждении доступна вакцина Pfizer. Специалист подчеркивает, что особенно важно не откладывать прививку пациентам с хроническими заболеваниями. «Это необходимо для защиты организма от возможных осложнений гриппа, которые могут привести вплоть до летального исхода. Противопоказаний практически нет. Вакцинацию стоит отложить при высокой температуре, остром бронхите или ОРВИ. Побочные эффекты встречаются крайне редко. Возможны слабость, головная боль

Secret Link