В Иране 28 июня проходят внеочередные выборы президента Ирана, назначенные после гибели в авиакатастрофе Ибрахима Раиси.
За пост президента Ирана борются 4 кандилата, которые утвержденны Советом стражей конституции, состоящим из двенадцати исламских священнослужителей и юристов. У желающих занять пост президента было чуть меньше трех недель, чтобы с помощью теледебатов и предвыборной агитации по всей стране привлечь избирателей на свою сторону.
По сообщению иранских и иностранных СМИ, к основным проблемам, которые предстоит решить будущему президенту Ирана, относятся экономический кризис, вызванный санкциями, коррупция, безработица, вопросы расширения прав женщин и урегулирования региональных конфликтов.
В борьбе за президентское кресло участвуют:
Спикер парламента Мохаммад Багер Галибаф, по мнению экспертов, может получить наибольшую поддержку избирателей на предстоящих выборах. В ходе предвыборной кампании Галибаф обещал спасти Иран от кризиса и увеличить денежные выплаты малоимущим. Кроме того, он заявил о необходимости сократить количество прибывающих из Афганистана мигрантов и повысить зарплату медицинским работникам.
Саид Джалили — 58-летний член Совета по целесообразности (совещательный орган при Верховном лидере, разрешает споры между парламентом и Советом стражей). Джалили — заметный дипломат. Он запомнился как бывший главный переговорщик по иранской «ядерной сделке» — Совместному всеобъемлющему плану действий, который был заключен с большим трудом в 2015 году и действовал в целом до 2018-го, пока из него не вышли США. Ранее он был секретарем Высшего совета национальной безопасности. До этого Джалили занимал пост замминистра иностранных дел по делам Европы и Америки, а всего проработал в МИД Ирана 18 лет.
Масуд Пезешкиан — экс-депутат иранского парламента является единственным кандидатом-реформистом на этих выборах. Он выступает за возобновление ядерной сделки, заявляя, что Ирану необходимо наладить диалог со странами Запада, и выстраивание более тесных отношений Тегерана с Вашингтоном. В 2022 году Пезешкиан выступил с критикой иранских властей за отсутствие прозрачности в сообщениях о гибели иранской девушки Махсы Амини, арестованной 13 сентября 2022 года по обвинению в игнорировании законов Ирана о ношении хиджаба. Она скончалась в больнице через три дня после избиения, которому подверглась во время содержания под стражей. Это привело к массовым протестам, которые прокатились по стране.
Бывший глава МВД и экс-министр юстиции Мостафа Пурмохаммади — единственный шиитский священнослужитель, участвующий в выборах. Он, представляя консервативные круги духовенства, между тем, удивил наблюдателей и публику своими реформистскими взглядами. В частности, он выступал за упразднение полиции нравов, критиковал интернет-цензуру, а также выражал необходимость переговоров с США. Кандидат-реформист Пезешкиан сказал, что Пурмохаммади выражает даже более реформистские взгляды, чем он сам.
Из предвыборной гонки всего несколько дней назад вышли два кандидата. Так, мэр Тегерана Алиреза Закани в четверг объявил об отказе от участия в выборах и призвал тех, кто собирался голосовать за него, сплотиться вокруг Галибафа или Джалили.
Амир-Хосейн Газизаде-Хашеми, который был одним из вице-президентов Раиси, принял такое же решение в среду. В ходе предвыборной кампании в этом году он призывал следовать политике Раиси и настаивал на том, что страна не нуждается в иностранных инвестициях для процветания и решения экономических проблем.