Генеральная прокуратура (ГП) публикует детали так и несостоявшейся экстрадиции турецкого гражданина, убитого в среду, 10 июля в столичном секторе Рышкановка: «26 мая 2022 года на территории Молдовы был задержан турецкий гражданин, ранее объявленный в международный розыск правоохранительными органами Великобритании. Он был взят под стражу для дальнейшей экстрадиции».
По данным ГП, британские власти разыскивали его для:
- Отбывания 21,5-летнего тюремного срока за преступления, связанные с незаконным владением огнестрельным оружием и боеприпасами, а также совершение других противоправных действий;
- Привлечения к уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным наркотрафиком;
- Расследования фактов управления преступной организацией, подстрекательства к незаконной наркоторговле и контрабанде наркотиков, подготовки к сбыту наркотиков, а также фактов, связанных с подделкой документов.
ГМ сообщает, что в период с 2022 по 2023 год молдавские власти получили четыре запроса об экстрадиции со стороны Великобритании (один от Минюста, три от Генпрокуратуры), которые были направлены в суд для рассмотрения, и в настоящий момент находятся на этапе изучения.
Через несколько дней после задержания мужчина подал прошение в Генинспекторат по миграции (ГИМ) на предоставление убежища . Это обстоятельство, вкупе с законодательством, запрещающим экстрадицию лиц, получившим право на убежище, привело к невозможности полного рассмотрения запросов на экстрадицию до вынесения окончательного решения по заявлению, направленному ГИМ.
В октябре 2022 года запрос на убежище был отклонен. Задержанный и его адвокат подали апелляцию. Дело долго передавали из одного суда в другой, и только через два года, 3 июля 2024 года, было принят окончательный вердикт: поддержать первоначальное решение об отказе в убежище.
В пресс-релизе ГП пишет, что длительное рассмотрение прошения на убежище не позволило держать турецкого гражданина под стражей весь положенный срок в 180 дней, в связи с чем пришлось применить к нему другие меры.
О создавшейся ситуации генпрокурор проинформировал Высший совет магистратуры (ВСМ), направив 3 апреля текущего года обращение с детальным описанием фактов затягивания рассмотрения дела. 31 мая ВСМ сообщил, что Судебная инспекция отклонила обращение генпрокурора как необоснованное. Принятое решение было оспорено, и в настоящее время окончательный ответ не получен.