По словам начальника Главного управления разведки МО Украины, генерал-лейтенанта ВСУ Кирилла Буданова, Россия активно наращивает военный потенциал, несмотря на большие потери в Украине. Буданов предупреждает: к 2030 году Москва может перейти к наступательным действиям против Европы.
Зелёно-серые фигуры российских солдат, ползающих по взрытой земле, прежде чем быть разорванными дроной-камикадзе, стали «обычным делом» в украинской войне. К этим кадрам добавляются столь же привычные записи с танками, которые выглядят как смесь техники из «Безумного Макса» и стога сена, снятые с «субъективного» ракурса атакующего дрона.
Парадокс Путина остаётся актуальным: несмотря на огромные потери в Украине, Москва с каждым днём становится всё большей угрозой для Европы, которая по-прежнему не способна справиться с бешеным темпом развития российской оборонной промышленности, согласно последнему докладу Международного института стратегических исследований (IISS).
И, как обычно, плохие новости приходят не одни: Кирилл Буданов, глава Главного управления разведки министерства обороны Украины, также заявил дату, когда Россия станет реальной угрозой для всей Европы — 2030 год.

«Это реальность», — сказал Буданов. Он уточнил, что Россия сейчас проводит поэтапную программу вооружений до 2037 года, а 2030-й станет «поворотным моментом», после которого Кремль сможет перейти к «наступательным действиям» против Европы. Буданов не уточнил конкретные цели Москвы, хотя аналитики и военные эксперты давно предупреждают о возможной российской операции через Сувалкский коридор с целью оккупации стран Балтии.
Программа вооружений России, по оценкам украинской военной разведки, составляет около 1,2 триллиона долларов — самый крупный бюджет на вооружения со времён распада СССР.
Россия запускает более 5 000 дронов-камикадзе в день на фронте
По словам Буданова, Украина в данный момент — единственная причина, почему Россия ещё не представляет экзистенциальной угрозы для остальной Европы. Цифры подтверждают это: согласно последнему отчету Генштаба ВСУ, российская армия достигла способности запускать более 5 500 дронов-камикадзе в день. Кроме того, в самой разрушительной атаке на Киев с начала войны Россия выпустила более 800 дронов за одну ночь, тогда как в предыдущие месяцы этот показатель составлял 400–500 дронов за атаку.
«Вооружённые силы стран НАТО восстанавливают свои военные возможности. Однако они сталкиваются с проблемами по количеству и готовности войск, необходимостью разработки новых военных технологий и систем, а также восстановления запасов, что в последние десятилетия после окончания холодной войны полностью игнорировалось», — отмечается в докладе IISS.
Европейские государства остаются зависимыми от США
Документ подчеркивает слабые места европейских армий, если им придётся действовать без помощи США против технологически сопоставимого противника.
«Европейские страны остаются зависимыми от США по ряду ключевых военных возможностей», — говорится в отчёте. Среди них: системы радиоэлектронной борьбы, воздушного и спутникового наблюдения, ракеты большой дальности и интегрированные системы ПВО. Для сравнения: в НАТО США эксплуатируют около 115 разведывательных и радиоэлектронных самолётов, в то время как вклад европейских стран — менее половины, всего 47 самолётов. Схожие диспропорции наблюдаются по числу ракет большой дальности, дронов и систем ПВО.
Системы ПВО, особенно для перехвата дронов, стали незаменимым оружием в современном конфликте, особенно против противника, способного ежедневно обрушивать на фронт длиной 1 000 километров более 5 000 дронов.
«Вооружённые силы России остаются угрозой европейской безопасности, несмотря на большие потери личного состава и техники. Россия продолжает планы увеличения своих сил и создание новых подразделений на уровне дивизий, некоторые из которых будут размещены рядом с Балтийскими странами. Наиболее заметный прогресс — формирование 44-й армии в регионе Карелии, у границы с Финляндией», — говорится в докладе IISS.
Кроме того, документ признаёт «способность России восстанавливать свои сухопутные силы», что нельзя недооценивать.
В 2025 году российские сухопутные войска, по-видимому, «адаптировались» и близки к уровню укомплектованности до вторжения в Украину в феврале 2022 года. Согласно IISS, в начале вторжения Россия имела около 3 000 оперативных танков и около 8 000 на складах. Армия потеряла «безвозвратно» около 4 800 машин, но в 2025 и 2026 годах военная промышленность способна производить примерно по 750 танков в год.

Бывший польский офицер разведки Мачей Коровай, регулярно публикующий анализ состояния российской армии, предупреждал ещё в прошлом году, что российская армия «может позволить себе» терять в Украине от 2 до 4 бригад в месяц. Для сравнения, по стратегии обороны Румынии, румынская армия сейчас имеет 8 манёвренных бригад.
Одновременно огромные бывшие склады советской армии, которые все эти годы войны служили главным источником бронетехники для российской армии в Украине, начали опустошаться — некоторые из них наполовину, по данным независимых OSINT-специалистов. Аналитики отмечают, что часть техники была восстановлена для комплектования новых подразделений, которые Москва продолжает создавать.
По словам Коровая, Россия имеет «теоретическую максимальную» способность создавать до 97 механизированных батальонов в месяц. Для их укомплектования необходимо более 44 000 новых рекрутов ежемесячно. В настоящее время месячные потери на фронте почти равны числу новых рекрутов.

Согласно отчету Института изучения войны (ISW), опубликованному этим летом, набор в российскую армию снизился в 2024 году по сравнению с предыдущими годами, и этот спад сохраняется в 2025 году. Данные о рекрутах колеблются от 1 000 до 1 700 человек в день (по данным German Institute for International and Security Affairs и расследованию независимого российского издания Meduza).
