Расследование издания «Проект» показало, что три четверти российских чиновников устроили родственников в государственные структуры или компании, связанные с властью. Однако лидер кумовства в России — вовсе не Владимир Путин, а другой влиятельный политик.
Три из четырёх представителей российской политической и экономической элиты помогли своим детям и родственникам занять высокие должности в структурах власти или в бизнесе, связанном с государством. Как сообщает «Проект», около 76% руководителей в России имеют родственников на госслужбе или в аффилированных компаниях.
Анализ биографий 1329 чиновников показал, что клановость пронизывает все сферы — промышленность, финансы, оборону, энергетику, сельское хозяйство, медиа и даже соцсети. Более того, 58% нынешних чиновников — потомки советской номенклатуры.
Наиболее клановыми структурами названы Совет Федерации (86% руководителей имеют родственников во власти), Госдума (84%), Управление делами президента (85%) и Администрация президента (68%). Среди силовиков таких — 74%, среди губернаторов — 69%.
Абсолютным лидером по числу родственников во власти стал глава Чечни Рамзан Кадыров — 96 членов его семьи занимают государственные посты. За ним следует президент Владимир Путин, у которого 27 родственников работают в госструктурах и бизнесе, связанном с Кремлём.
Среди них — 25-летний Денис Путин, двоюродный племянник президента. В 2022 году он стал главным экспертом экспортного департамента «Газпрома», а в 2024-м перешёл в «Сибур», где, по данным СМИ, получает от 600 до 800 тысяч рублей в месяц. Его отец, Михаил Путин, — зампред правления «Газпрома».
Клан Путина включает и других родственников: Анну Цивилеву, замминистра обороны и супругу министра энергетики Сергея Цивилева, а также Татьяну Пташук, чья дочь возглавляет медицинское направление в РЖД.
В числе других влиятельных династий названы семьи главы «Ростеха» Сергея Чемезова, бывшего главы ФСБ Николая Патрушева, сенатора Арсена Канокова, а также олигархов Аркадия и Бориса Ротенбергов, Олега Дерипаски и Юрия Ковальчука.
Исследователи отмечают, что непотизм в России приобрёл системный характер: «элитные семьи» не только удерживают власть, но и расширяют своё влияние, распределяя посты и ресурсы между родственниками.
