Поставки российской нефти всё чаще остаются без покупателей на фоне санкций, введённых США против компаний «Роснефть» и «Лукойл». По данным Reuters, два нефтяных танкера, загруженные примерно 1,5 миллионами баррелей сырой нефти, были вынуждены бросить якорь у входа в Суэцкий канал и превратились в «плавучие хранилища».
Как сообщает Antena 3 CNN, танкер Sikar, загруженный в балтийском порту Приморск 6 октября и направлявшийся в Порт-Саид, остановился у входа в Суэцкий канал 24 октября и с тех пор не двигался. Похожая ситуация наблюдается с судном Monte 1, которое было загружено 7 октября и уже почти две недели стоит на якоре после прохождения Суэцкого канала 30 октября.
По данным Bloomberg, объём российской нефти, находящейся в море, к началу ноября достиг 380 миллионов баррелей — на 30 миллионов больше, чем в начале сентября. Рост объёмов отражает отказ всё большего числа нефтеперерабатывающих заводов принимать российскую нефть. Пять крупнейших индийских НПЗ — Reliance Industries, Bharat Petroleum, Hindustan Petroleum, Mangalore Refinery and Petrochemicals и HPCL-Mittal Energy — полностью прекратили закупки российской нефти, хотя ранее они обеспечивали почти две трети индийского импорта из России.
В настоящее время Индия, один из главных покупателей российской нефти, ведёт переговоры с крупнейшими производителями Ближнего Востока, чтобы заменить эти поставки, составлявшие около трети её внутреннего рынка. По сведениям Bloomberg, руководители государственных индийских компаний на прошлой неделе встретились в Абу-Даби с представителями Saudi Aramco и Abu Dhabi National Oil Company (ADNOC). Источники агентства утверждают, что ближневосточные производители гарантировали Индии стабильность поставок.
Чтобы занять долю рынка, освободившуюся после ухода России, Саудовская Аравия резко снизила цены на декабрьские поставки. Сорта Arab Light, Arab Extra Light и Arab Super Light будут предложены азиатским клиентам со скидкой 1,20 доллара за баррель, а Arab Medium и Arab Heavy — со снижением на 1,40 доллара за баррель.
Тем временем китайские государственные компании Sinopec и PetroChina объявили «бойкот» прямым закупкам у «Роснефти» и «Лукойла». Их примеру последовали и частные НПЗ, в том числе Shandong Yulong Petrochemical, уже внесённая в санкционные списки Великобритании и Европейского Союза.
После того как Китай и Индия стали основными покупателями российской нефти за последние два года, Бразилия выделялась как крупный импортёр нефтепродуктов, особенно дизельного топлива. Однако и она сокращает закупки. Несмотря на то что Бразилия входит в десятку крупнейших мировых производителей нефти, она импортирует почти треть потребляемого дизеля из-за нехватки перерабатывающих мощностей. В первой половине 2025 года Россия обеспечивала 60% этих поставок, по данным Financial Times, но к октябрю её доля упала до 17%.
«Снижение импорта из России объясняется последствиями правовой и регуляторной неопределённости», — заявила бразильская топливная компания Saara Combustíveis изданию FT.
Одновременно Reuters сообщает, что компания «Лукойл» объявила о наступлении форс-мажора на нефтяном месторождении West Qurna-2 в Ираке — одном из крупнейших в мире, после того как западные санкции начали напрямую влиять на операционную деятельность компании.
«Существуют форс-мажорные обстоятельства, мешающие нормальной работе», — говорится в письме «Лукойла» в адрес Министерства нефти Ирака.
Три источника подтвердили, что иракские власти приостановили все денежные и нефтяные платежи компании. Если ситуация не будет урегулирована в течение шести месяцев, «Лукойл» может полностью остановить производство и выйти из проекта, сообщил высокопоставленный представитель иракской нефтяной отрасли.
Месторождение West Qurna-2, расположенное, примерно, в 65 километрах к северо-западу от порта Басра, обеспечивает около 9% всей нефтедобычи Ирака с мощностью примерно 480 000 баррелей в сутки. Это также самый ценный зарубежный актив «Лукойла».
