Европейская комиссия приняла решение включить Россию в черный список юрисдикций с высоким риском отмывания денег и финансирования терроризма, передает РБК со ссылкой на Politico, который ознакомился с документом, прилагаемым к официальному реестру ЕС. Хотя на сайте Комиссии список еще не обновлен (последняя версия датируется августом и не содержит Россию), политическое решение уже принято, согласно изданию.
Это первый случай, когда ЕС действует независимо от FATF (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), международного органа, разрабатывающего глобальные стандарты в области борьбы с отмыванием денег. Обычно списки ЕС точно отражают списки FATF.
В 2023 году FATF приостановила членство России, однако отказалась включить ее в серый или черный список, несмотря на запросы Украины. Китай, Индия, Саудовская Аравия и Южная Африка тогда выступили против дополнительных санкций в отношении Москвы. Однако теперь Европейская комиссия действует самостоятельно и вносит Россию напрямую в черный список.
Включение в черный список обязывает финансовые учреждения ЕС применять гораздо более строгий контроль ко всем транзакциям, связанным с Россией. Банки, которые не ввели дополнительные меры проверки, теперь будут обязаны это сделать, что повысит стоимость и сложность любых финансовых операций с российскими субъектами.
Это решение представляет собой новую форму финансового давления на Москву, схожую с традиционными экономическими санкциями, поскольку такая классификация повышает уровень воспринимаемого риска всех российских транзакций.
В июне 2024 года Financial Times сообщала, что ЕС рассматривает вариант внесения России в серый список юрисдикций со слабым режимом предотвращения отмывания денег. Тогда чиновники Еврокомиссии подтверждали, что рассматривают этот вариант, а большинство евродепутатов высказались в его пользу.
В черном списке FATF в настоящее время находятся Северная Корея, Иран и Мьянма. Серый список включает 21 страну, среди которых Болгария, Йемен, Мали, Сирия, Филиппины и Монако.
Россия неоднократно заявляла, что соблюдает международные стандарты. В октябре 2024 года Росфинмониторинг утверждал, что страна «добросовестно» выполняет свои обязательства в области борьбы с отмыванием денег.
Тем не менее, оценки FATF указывали в том году на уровень «частичного соответствия» одной из рекомендаций — проблема, которую российские власти объясняли «недостаточным регулированием рынка криптовалют». Тем временем Москва приняла два федеральных закона об обороте цифровых активов.
Решение Европейской комиссии знаменует собой символическую и практическую эскалацию в финансовой изоляции России, в момент, когда ЕС ищет дополнительные средства для ограничения способности Москвы финансировать войну в Украине.
